Голубая важенка
На второй день царь опять собирает пир, зовут всех? «Здоровые – пусть сами придут, хромые -на коне приедут, слепые – на лодке приплывут». Сюоятар с дочкой опять пошла. А перед уходом смешала она ячмень, овес и рожь вместе и наказала падчерице все зерно за вечер перебрать, да еще коров с пастбища пригнать.
Осталась девушка одна, пошла к березе, рыдает. Мать спрашивает, отчего дочь так горько плачет. Девушка в ответ:
– Как мне не плакать, все ушли на пир, а Сюоятар перемешала ячмень, рожь и овес и велела за вечер все перебрать. Где мне успеть?
– Не плачь, доченька, возьми ветку с березы, ударь три раза крест-накрест и скажи:«С маминого благословеньица, отделитесь, зернышки, как раньше были».
Взяла девушка веточку, сделала как мать наказывала, зерна и отделились. Пошла она опять к березе. Дала ей мать коня: один волос золотой, другой серебряный, третьему и названия нет. Умылась девушка в одном ухе, в другом оделась, стала краше прежнего и поехала на пир. Приезжает к царскому дворцу, а царевич уже поджидает ее, привязывает коня к золотому столбу, берет девушку за руки и ведет в палаты, ни на шаг от нее не отходит.
А дочка Сюоятар опять на кухне сидит, кости перебирает. Ее и близко к царскому столу не подпускают. Кухарка ворчит, в сердцах толкнула чугун прямо на ногу дочери Сюоятар. Та завыла от боли.
Пир уже к концу подходит, девушке надо домой поспеть. А царевич скобу дверную дегтем смазал, перстень тут и остался. Девушка вскочила на коня и уехала. Переоделась, коров домой пригнала и залезла на печь. Сидит, ждет.
Приходят все с пира. Дочь Сюоятар хромает.
– Что с тобой? – спрашивает падчерица. Мать говорит:
– Бегала с царевичем, в жмурки играла, упала и ногу ушибла. А кто на печке сидит, с тем ничего не случается.
Давай они рассказывать наперебой, что там было, как приезжала девушка невиданной красоты, и никто не знает, кто она и откуда.
– Не я ли хоть это была? – спрашивает девушка.
– Ты, замарашка! Сиди себе на печи, в золе, и помалкивай, – говорит мачеха.
Ну, ладно. На третий день царь опять устраивает пир. Хочется царевичу узнать, что это за девушка, и жениться на ней. Сюоятар опять собирается с дочкой на пир. На этот раз налила она в молоко воды.
– Мы пойдем на царский пир, а ты тем временем отдели молоко от воды. И коров вечером пригони.
Ушли они. Девушка осталась одна, пригорюнилась, пошла на могилу матери: плачет-причитает, свою горькую долю оплакивает. Мать опять и спрашивает:
– Что, доченька, причитаешь, чем тебя обидели? Рассказала она матери, какую работу оставила ей Сюоятар. Мать говорит:
– Отломи веточку от березы, ударь три раза крест-накрест, скажи: «С маминого благословеньица, отделитесь молоко и вода, как прежде были». И приходи сюда.
Взяла девушка ветку, ударила крест-накрест, как мать ее научила. Молоко от воды и отделилось. Приходит обратно к березе. Мать дает ей коня, краше прежнего. В одном ухе девушка умылась, в другом оделась и поехала на бал. Царевич встречает ее, ведет в палаты, за стол сажает, не отходит от нее.
А дочь Сюоятар опять на своем прежнем месте сидит, злится, что ее не пускают в палаты. Кухарки и слуги ворчат на нее: «Путается тут в ногах, мешает». Одна кухарка схватила ее за руку, оттолкнула в сторону, руку ей и вывихнула. Та опять в слезы.
А девушка на пиру веселится, все ею любуются, и царевич больше всех. Побыла она свое время, опять быстренько в дверь – и убежала. А порог был дегтем вымазан – башмачок к нему и прилип.
Хочется царевичу найти красавицу, где бы она ни была. На следующий день он собрал всех девушек, чтобы примерить шапку, перстень и башмачок; которой они подойдут, ту он и возьмет за себя замуж. А Сюоятар очень хочется свою дочь за царевича отдать. Обтесала она у ней голову, чтобы шапочка пришлась впору, обстрогала палец, чтобы перстень надеть, обстрогала ногу, чтобы башмак подошел – все и подошло. Видит царевич – не та это девушка, эдакая дурнушка, да что делать. Слово царское крепко, обещал – надо взять.
Поехал царевич к себе домой с невестой. Плывут на лодке.
А девушка коров на берегу пасет и напевает:
Везет царевич невесту:
Нога у нее обтесанная,
Палец у нее обструганный,
А голова, как курик*!
*Курик – колотушка из отесанного полена для колки дров.
Царевич спрашивает:
– О чем там девушка поет?
А невеста отвечает:
– Да это пастушка. Она с коровами переговаривается, себя забавляет.
Проехали немного, девушка идет по берегу, снова поет:
Везет царевич невесту:
Нога у нее обтесанная,
Палец у нее обструганный,
А голова, как курик!
Хочет царевич подъехать к берегу, спросить у пастушки, о чем она поет, да невеста не пускает:
– Нечего слушать песни пастушки. Она коров ублажает, себя забавляет, делать ей больше нечего.
Опять едут, а песня снова с берега доносится:
Везет царевич невесту:
Нога у нее обтесанная,
Палец у нее обструганный,
А голова, как курик!
Не послушался царевич невесты, подъехал к берегу, девушка ему все и рассказала. Он как снимет шапку с невесты – так и есть, голова вся в крови, нога в крови и палец тоже.
Примерил на девушку-пастушку – ей все впору. Взял ее царевич в жены, а дочь Сюоятар бросил в воду.
Но Сюоятар ничего об этом не знает. Думает – ее дочка и есть жена царя.
Вот родила жена царевича ребенка. Сюоятар пошла навестить внука и дочь. Плывет на лодке, смотрит, красивый цветок в озере вырос. Подъехала она ближе и хотела сорвать его для внука. А там голос такой тихий: «Что ты, мать, делаешь, чуть сердце мое не вырвала».
Узнала Сюоятар всю правду, оживила она дочь и поехала дальше.