Сказка о смелой девочке Носке

FavoriteLoading Поставить книжку к себе на полку

Страницы: 1 2 3

За нею поспешил Калдямушка. Подхватит лодку, поднимет ее, как обыкновенное корыто, выльет воду и поставит далеко от берега. Быстро он все лодки перенес на безопасное место, даже лодку старухи Аякты, которую далеко в Амур унесло ветром, достал и поставил у самого порога ее дома. Люди сначала удивленно смотрели на Калдямушку, потом заулыбались, а когда он лодку старухи поставил около двери ее фанзы, веселый смех прокатился по берегу.

– Почему люди смеются, Носка? – обиженнно спросил добрый великан.

– Лодку надо ставить недалеко от берега, чтобы потом ее легче было столкнуть в воду. А на людей не обижайся, они любя смеются, – разъяснила Носка.

Наблюдала старая Аякта, как Калдямушка спасал лодки, и, довольная, сказала:

– Хороший, оказывается, этот Калдямушка. Зря я его боялась. Стал Калдямушка и в других делах людям помогать: то собак поможет кормить, а то и дров на зиму заготовит для всех.

Вот однажды решил он рыбы поймать. Попросил у отца Носки сети и отправился рыбу ловить. Небольшие речки ему по пути путь преградят – их перешагнет, пошире попадутся – перейдет вброд. Что ему перейти какую-то речку или залив, когда самые глубокие из них ему по колено!

Носке интересно было, как будет Калдямушка рыбу ловить: ведь он никогда не брал в руки сети.

Девочка потихоньку пошла за ним и, когда он выбрал место для лова, спряталась в траве.

Калдямушка выбрал широкий с узким устьем залив Карамчу. Вот он поставил сетку. Но как? Носку давит смех, она еле сдерживается, чтобы не выдать своего присутствия. Сеткой перегораживают залив или протоку, а Калдямушка поставил сеть вдоль устья залива. Разве поймаешь так рыбу? Будь Калдямушка опытным рыбаком, он бы перегородил сетью устье залива.

Вот он пошел гонять рыбу. Гонял, гонял, потом проверил сеть, а рыбы ни одной.

“Наверное, плохо гонял”, – думает Калдямушка. Опять пошел погонять. Вернулся – а сеть пуста.

Разозлился молодой великан, давай рыть ил и перегораживать устье залива. Закончив работу, он нашел большую доску из старой выброшенной лодки и пошел по заливу. Идет и ногами и своей большой палкой разгребает воду, будто это снег, а не вода залива. От этого разгулялись волны, как в сильную бурю. Рыбу стало выбрасывать на берег. Калдямушка радостно засмеялся и стал собирать рыбу в большую вандаку – корзину, сделанную из лозы и корней тальника. Мелкая рыба осталась на мокром берегу.

“Мальки пропадут!” – испугалась Носка и выбежала из своего укрытия.

– Анае, так мелкую рыбу нельзя оставлять, Калдямушка, она быстро погибнет в такую жару. Давай ее будем выбрасывать в воду.

Когда всю мелкую рыбу они выбросили в воду, Носка научила Калдямушку правильно ставить сетку. И дамбу из ила и песка они разрушили: залив нельзя превращать в закрытое озеро: рыба в него не будет заходить.

А люди благодарили Калдямушку за рыбу. Крепко полюбили они мальчика-великана за его доброе сердце и умелые руки. Калдямушка научился со временем и охотиться: зверя и дичи убивал столько, чтобы прокормились люди стойбища, но чтобы тайга от этого не стала похожа на амбар бедного нани.

Так постепенно он своим человеком в стойбище стал, знакомым с обычаями нани. Да не сразу!

Однажды по нанинским стойбищам прошел тревожный слух, что между родами Губату и Пунади должна произойти большая битва. Говорили, что кто-то из рода Пунади сильно обидел кого-то из рода Губату – вот люди должны убивать друг друга из мести. Нани – мирные люди, они не любят убийства, некоторые дальние роды послали своих людей к Губату и Пунади. Но помирить их не удалось.

Услышала об этом и Носка, обратилась к старому сагдимди Сайде:

– Дама, милый, научи, что делать? Тот ответил:

– Ты ведь знаешь Вайкиного отца Алдангу? Он хороший манга*: он добился мира между родами Сульдака и Лонки, когда они тоже хотели биться между собой из-за охотничьих угодий.

* Манга (ульчск.) – посредник в родовых спорах

– Так его надо послать! – торопливо перебила Носка.

– Мы посылали, но они даже слушать его не захотели. Особенно Губату. ” Пусть своей кровью отвечают Пунади за нанесенную нам обиду”, – говорят они.

– Значит, ничего нельзя сделать, дама?

– Выходит, так, моя маленькая.

– И пусть они убивают друг друга, а дети останутся сиротами?!

– Не знаю, ам* что можно сделать, – слабым голосом ответил старейший.

*Ам – ласковое обращение отца к ребенку

Опечаленная Носка покинула фанзу старейшего сагдимди. От отчаяния она заплакала, что с нею бывало редко.

Едва девочка успела вытереть слезы, как появился Калдямушка.

– Что тебя мучает, Носка? – спросил он. Рассказала ему обо всем девочка.

– Ладно, Носка, я пойду их уговаривать, но если меня не будут слушать, я переломаю все их стрелы, копья, ножи и лауча, а самих их проучу.

Пошел Калдямушка, перешагивая ручейки, переходя вброд протоки, заливы и озера. Вот он подходит к одному стойбищу, а там шум, крики, нарядно одетые люди бегают туда-сюда, как растревоженные муравьи. Удивленный Калдямушка подошел ближе к стойбищу и видит: на берегу много народу собралось. В середине большой лодки сидит нарядная девушка и плачет, а на веслах – молодые парни, тоже нарядно одетые. А лодку поддерживают на длинной веревке пожилые мужчины и женщины и кричат:

– Мы не дадим увезти свою дочку, мы отберем ее.

А парни смеются и дружно нажимают на весла, пытаясь быстрее увезти девушку.

“Однако, это победители забирают с собою красивую девушку. Неужели я опоздал?” – подумал Калдямушка и крепко схватился за корму лодки.

– Зачем вы увозите бедную девушку от родителей? Разве вам мало того, что вы зря поубивали людей из ее рода? Оставьте хоть девушку ее родителям, – уговаривает Калдямушка парней.

Люди не понимают его, но когда Калдямушка повторил просьбу, то все стали смеяться, а громче всех те парни, что сидели на веслах. “Ах, так! Вы людей поубивали, да еще надо мной смеетесь? Ну, берегитесь!” Он подхватил лодку с сидящими в ней людьми и поставил ее на высоком яру, а потом стал выбрасывать в воду нарядных парней’, но так, чтобы те не утонули.

Сделав свое дело, Калдямушка зашагал дальше. Что тут поднялось! Одни кричат возмущенно: почему он расстроил свадьбу? Другие громко смеются над парнями, которых искупал этот молодой великан. Но никто не решился преследовать Калдямушку, чтобы отомстить: они хорошо знали, какая сила у этого молодого великана.

Обиженные люди приехали в стойбище Носки и пожаловались на Калдямушку, который сорвал свадьбу и чуть не утопил жениха с его товарищами.

– Вы его простите, он ведь совсем еще мальчик и наши людские обычаи не знает, – говорят старые люди из рода Носки.

Они подарили жениху и невесте большой котел и кусок яркого шелка.

Успокоенные люди уехали обратно, чтобы снова повторить свадьбу, которую расстроил Калдямушка.

“Он еще что-нибудь натворит. Надо поспешить и еще раз как следует объяснить”, – забеспокоилась Носка и поехала догонять Калдямушку.

Догнала она его у залива Колто.

– Ты что здесь делаешь, Калдямушка?

– Копаю канаву, видишь, залив пересыхает, рыба дохнет, – отвечает он.

– Скажи, зачем ты обидел людей?

– Каких людей? А… это тех, которые других убивали и девушку насильно хотели увезти? Тех людей, что ли?

– Те люди никого не убивали. У них был праздник, у них была свадьба.

– Свадьба? Тогда зачем девушка плакала, а родители не хотели ее отпускать?

– Это так положено, такой у нас обычай.

– Вон как! Значит, зря я людей обидел. Надо к ним вернуться, извинения у них просить надо.

– Не надо возвращаться, Калдямушка: перед ними наши люди извинились, подарки им дали. Ты иди вперед, быстрее надо тебе до Губату дойти. Но если еще раз свадьбу встретишь, то поздравь людей и скажи им: “Живите счастливо”.

– Ладно, Носка. “Живите счастливо”, – повто-рилл Калдямушка.

Носка домой поехала, а Калдямушка дальше пошел. Идет, идет, к одному стойбищу подошел. Видит: около фанзочки, из крыши которой валил густой дым, суетятся люди, носят в чуманах воду. А около фанзочки плачут женщины, громче всех – одна красивая, нарядно одетая девушка плачет.

“Наверное, девушку замуж отдают, однако, тут свадьба, а дым из крыши валит, потому что угощения готовят”, – подумал Калдямушка и подошел к женщинам.

– Поздравляю вас, живите счастливо! – сказал он и низко поклонился женщинам.

– Как! Тут фанза горит, а он смеется над нами?

Женщины от возмущения даже плакать перестали. Одна старуха даже швырнула в Калдямушку комок глины.

Калдямушка отступил от людей, не стал отбиваться, боясь случайно кого-нибудь убить. Побежал искать Носку, догнал ее.

– Больше я не буду приветствовать людей на свадьбе: я им счастья пожелал, а они сердятся, ругаются, грязью швыряются, – пожаловался он Носке.

Подробно расспросив Калдямушку, Носка воскликнула:

– Анае, ты ведь ошибку допустил! Надо было тебе людям пожар тушить помогать.

– Там был пожар?! – Калдямушка в отчаянии схватился за голову и побежал.

Бежит, бежит – в другое стойбище попал. А в том стойбище около одной большой фанзы люди суетятся, бегают, в чуманах воду носят, а из крыши и двери густой дым валит. Калдямушка стал искать подходящую посуду для воды. Выбор его пал на большую пятивесельную лодку, на которой, однако, охотники ездят на промысел нерпы в Дюлахи Наму*. Подхватив лодку, пошел на берег, зачерпнул воды. Настежь открыв дверь, увидел: посредине избы большой огонь горит, а вокруг огня с молотками и какими-то железными прутьями возятся люди, раскаленные железки окунают в чуманы с водой.

*Дюлахи Наму – Восточное море. Так называют ульчи Татарский пролив

– Эх, разве так тушат пожар! – крикнул он и плеснул всю воду в огонь.

Люди удивленно посмотрели на него, а потом стали на него кричать, размахивать железными прутьями.

– Этого Калдяму убить надо! – крикнул один молодой нани и, взяв в руки копье, повернулся к нему. Калдямушка и тут отступил: он побоялся кого-нибудь нечаянно убить.

– Я им пожар помог тушить, а они на меня кричат, ругаются, железными прутьями размахивают, а один даже копье хотел в меня бросить, – пожаловался он Носке.

Носка говорит:

– Ты, однако, к Пунади попал, они, наверное, стрелы, копья, ножи ковали, чтобы с Губату сражаться. Надо их уговорить, чтобы они к войне не готовились, оружие ковать перестали.

Калдямушка опять пошел. Увидев Пунади, сказал:

– Побольше готовьте оружия. А Губату когда вы ожидаете?

– Наверное, сегодня будут.

Страницы: 1 2 3

FavoriteLoading Поставить книжку к себе на полку
Находится в разделах: Ульчские сказки

Читайте также сказки: