Охай и Ахмед
Поставить книжку к себе на полкуАхмед шел, ничего не видя перед собой. Невеселые мысли одолевали его. Он думал об отце, который, наверное, тоскует один в своей жалкой лачуге, о дочери Охая, которую оставил одну в крепости. Вдруг он поднял голову и увидел, что к нему приближается огромный, с чинару ростом богатырь. В каждой руке он держит по семь мельничных жерновов, легко играя ими, словно это не жернова, а янтарные четки. Богатырь преградил Ахмеду дорогу и грозно спросил:
– Кто ты, юноша, и куда путь держишь?
– Иду узнать тайну волшебных яблок, – покорно ответил Ахмед.
Богатырь захохотал:
– Эх ты, бедняга. Такой богатырь, как я, не смог справиться с этой задачей. А ты ведь против меня что малое дитя. Тебе ли это сделать?
Ахмед пожал плечами:
– Что ж, не смогу, так не смогу. Я умру, но с этого пути не сойду. Ну, а ты куда идешь?
Богатырь гордо вскинул голову:
– О юноша, слыхал ли ты, что у волшебника Охая есть красавица-дочь, которая известна своим умом. Я узнал, что Охай умер, и иду туда, чтобы насильно увести его дочь.
Гнев обуял Ахмеда:
– Так знай же, эта девушка – моя невеста. И пока я жив, никто не посмеет ее увести.
У богатыря глаза полезли на лоб. С пеной у рта он закричал:
– Да как ты смеешь, малявка, тягаться со мной?! Стоит мне швырнуть в тебя хоть один жернов, и от тебя только мокрое место останется.
Увидев, что богатырь рассвирепел, Ахмед обнажил меч.
– О богатырь, не кичись своей силой. Если хочешь, давай сразимся. Посмотрим, кто кого победит. Девушка поняла, что Ахмед выдержал и это испытание, и сказала (то есть, конечно, сказал богатырь):
– О юноша, если я стану меряться силой с такими детьми, я так низко паду в собственных глазах, что никогда никого не смогу одолеть. Не хочу я тебя трогать, ступай с богом.
И с этими словами богатырь ушел. А через несколько шагов опять принял другой облик. На этот раз девушка превратилась в страшную ведьму, которая села перед разрушенной крепостью и стала ждать Ахмеда.
Дошел Ахмед до крепости, увидел ведьму. Нижняя губа подметала землю, верхняя упиралась в небо. Как только заметила она Ахмеда, лицо ее исказила злоба, она заверещала:
– О сын рода человеческого, как осмелился ты ступить на мою землю?
Но Ахмед бесстрашно ответил:
– О старуха, не кричи! Я иду узнать тайну волшебных яблок, которые принадлежат белому диву. Старуха громко рассмеялась:
– Сюда являлось столько богатырей, столько храбрецов, сколько волос на твоей голове. Но ни одному из них не удалось выведать эту тайну. Все они сложили свои головы. Пойдем, посмотрим, на что ты способен.
И она повела Ахмеда в большую комнату. Здесь она оставила его одного, но вскоре вернулась с золотым подносом, на котором лежало три яблока. Все три были одного цвета и одного размера. Она опустила поднос на пол и сказала:
– Юноша, вот тебе задача. Решишь – значит, ты умен, и тогда я открою тебе тайну яблок. Ты сможешь вернуться обратно. Но если не решишь – голову с плеч долой.
– Что ж, я согласен, задавай свою задачу. Ведьма дала ему яблоки.
– Смотри: одно из них однолетнее, другое – двухлетнее, третье – трехлетнее. Но никто, кроме меня, не знает, какому яблоку сколько лет. Если сможешь угадать – тайна твоя.
Ахмед махнул рукой.
– Нет ничего легче. Принеси, старуха, мне воду в какой-нибудь посуде. Я скажу тебе то, что ты спрашиваешь.
Принесла ведьма воду. Опустил Ахмед все три яблока в чашу. Одно тут же пошло ко дну, другое осталось посредине, третье всплыло на поверхность.
– Вот смотри, старуха, – сказал Ахмед, показывая на чашу. – То яблоко, которое пошло ко дну, самое свежее, а потому самое тяжелое. Это яблоко однолетнее. То яблоко, которое плавает посредине, лежалое, немного высохло и легче. Это яблоко двухлетнее. А то, что всплыло на поверхность, совсем высохло. Это яблоко трехлетнее.
Старухе ничего не оставалось, как признать, что он правильно разгадал ее задачу. Она сразу подобрела.
– Сынок, в этом-то и была тайна трех яблок. Ты разгадал ее сам. Я вижу, что ты умный юноша. Поэтому я не убью тебя. Ступай с миром.
Ахмед собрался было отправиться в обратный путь, но тут девушка приняла прежний вид и окликнула его:
– Ахмед, Ахмед…
Он повернулся и не поверил своим глазам: страшная ведьма исчезла, а на ее месте сидит дочь Охая. Протирая глаза, он спросил:
– Что это? Неужели это сон?
– Нет, Ахмед, не сон это. Ведьма, которая повстречалась тебе, – это я. И дочь шаха, которая хотела, чтоб ты женился на ней, тоже я. И богатырь с жерновами – тоже я. Это я испытывала тебя. Ты выдержал все испытания. Теперь я твоя. Как скажешь, так и сделаем.
Ахмед не знал, что ему делать от радости. Но потом немного успокоился и предложил:
– Первым делом пойдем в крепость и расколдуем всех людей. А потом отправимся к моему отцу, который меня ждет не дождется, и сыграем там свадьбу.
Пришли они в крепость, сняли чары со всех людей, которых заколдовал Охай, воскресили мертвецов. Все они пали на колени перед Ахмедом и его невестой и сказали:
– Ты спас нас, и мы до конца жизни готовы служить вам.
– Нам не нужно ничем служить. У меня к вам только одна просьба. Сейчас мы направляемся к моему отцу, там сыграем нашу свадьбу. Идите все с нами, будьте нашими гостями. После свадьбы каждый пойдет туда, куда захочет.
Из всего, что было собрано в крепости, Ахмед и его невеста взяли только то, что легко можно было унести с собой, но что стоило дорого. Потом Ахмед повернулся к людям, которых они расколдовали, и сказал:
– Пусть каждый берет, что хочет.
И снова люди начали благодарить его.
Наконец Ахмед, его невеста и освобожденные ими пленники Охая двинулись в путь. Шли они, шли, пока не пришли к дому отца Ахмеда. Бедный старик увидел, что впереди большой толпы идет его сын с писаной красавицей, и от радости не мог слова вымолвить. А Ахмед подошел к отцу, поклонился в ноги, крепко поцеловал. Старик пришел в себя и спросил:
– Сынок, что это за люди и где ты был до сих пор?
Сел Ахмед рядом с отцом и подробно рассказал обо всем, что приключилось с ним за это время.
А назавтра начали они готовиться к свадьбе.
-Сорок дней и сорок ночей играли свадьбу. Такой свадьбы никто еще не видел за всю свою жизнь. И я там был, плов ел, руками брал, на язык клал, а в рот не попало.