Хянчкут – сын Лагу

FavoriteLoading Поставить книжку к себе на полку

Страницы: 1 2 3

Некогда жил на свете мудрый крестьянин Лагу. У него было три сына: Маква, Мажв и Хянчкут. Маква и Мажв любили путешествовать, а Хянчкут был пастухом. Он только и делал, что пас коров — его больше ничему и не научили.
Так жили они все вместе. Но вот отец их однажды заболел, и не было надежды, что он поправится. Перед смертью Лагу позвал своих сыновей и сказал им:
— Сыновья мои, я умираю. Будьте вы после моей смерти дружны, не уроните чести своего отца! В первую же ночь после того, как похороните меня, ты, Маква, как самый старший, охраняй могилу, на вторую ночь ты, Мажв, покарауль ее, а на третью ночь, ты, Хянчкут. Вы все трое найдете там свое счастье. Только не забудьте взять с собой аркан.
Сакзал так Лагу и умер.

Сыновья назначили день для похорон, разослали всадников с горестной вестью к родным и знакомым, чтобы те пришли проститься с покойником, и с почетом похоронили своего отца.
В первую ночь должен был охранять могилу отца Маква, но видит Хянчкут, что старший брат и не собирается идти к могиле. Подошел он к нему и спрашивает:
— Разве ты позабыл, что наказал нам отец, и не пойдешь охранять его могилу?
А Маква ему в ответ:
— Ты, Хянчкут, только умеешь пасти своих коров и ничего, кроме этого, не смыслишь! Умирая, отец был в жару и бредил, а я из-за этого должен мучиться целую ночь?
Маква сел на коня и сейчас же куда-то уехал, будто по делу. А Хянчкут взял аркан и пошел на могилу отца.
Около могилы с северной стороны рос большой дуб. Хянчкут повесил на этом дубу аркан, а сам спрятался поблизости.
В полночь к подножию дуба спустилась черная туча. Из нее вышел араш (Араш — сказочный конь.) вороной масти и поскакал прямо к могиле. Тут он и угодил в аркан головой. Рвался, рвался араш, но вырваться из аркана не мог. Когда же Хянчкут подошел к арашу, тот взмолился:
— Отпусти меня! Обещаю тебе, что, когда бы ты ни позвал меня, я немедленно явлюсь и исполню любое твое желание!
Хянчкут ничего не ответил арашу, подошел и молча отвязал его.
— Спасибо, Хянчкут! — сказал тогда араш.— Если будет у тебя в чем-нибудь нужда, приходи к дубу, крикни: «Вороной араш!» — и ударь три раза плетью по стволу дуба. В тот же миг я буду тут как тут.
Сказал это араш, взвился на дыбы и исчез.
Когда совсем рассвело, Хянчкут пришел домой и выгнал коров на пастбище. А вечером, в то время, когда распрягают быков, он пригнал стадо обратно домой.
В эту ночь охранять могилу отца должен был средний брат Мажв, но он не пошел и стал отговариваться:
— Зачем я пойду на могилу? Отец наш был в жару и бормотал что-то невнятное… Да к тому же мне надо идти…
И он отправился куда-то по своим делам.
Хянчкут ничего не сказал и опять пошел на могилу отца. На дубу он снова повесил аркан.
В полночь к подножию дуба спустилась огненная туча. Из тучи вышел араш гнедой масти и пошел к могиле. Но на пути он угодил головой в аркан, стал громко ржать и рваться, но вырваться не смог. Когда к нему подошел Хянчкут, араш взмолился:
— Если ты добрый человек, отпусти меня! А я тебе за это всегда буду верно служить. Случится с тобой какая-нибудь беда — приходи сюда к этому дубу, ударь три раза по нему плетью и крикни: «Гнедой араш!» — и я буду тут как тут.
Хянчкут поверил арашу, снял с него аркан и отпустил на волю, а сам вернулся домой. На следующую ночь настала очередь Хянчкута, и он пошел охранять могилу отца. Повесил он аркан на сук, а сам притаился за дубом.
Вот наступила полночь, но никто не появлялся, и только когда стало светать, к дубу спустилась белая туча и вышел из нее белый араш. Он подбежал к могиле и сразу же попал в аркан. Когда к нему подошел Хянчкут, белый араш заговорил:
— Отпусти меня! Я буду твоим верным слугой. Если тебе что-нибудь понадобится, приходи сюда, ударь по дубу три раза плетью и крикни: «Белый араш!» — и я в тот же миг стану перед тобой.
Хянчкут отпустил белого араша и как ни в чем не бывало вернулся домой.
Немного времени прошло, как по той стране разнеслась весть, что царь отдаст свою дочь в жены тому искусному джигиту, который на своем коне подскочит до вершины башни. Там будет сидеть царевна, и джигит должен снять с ее руки алмазное кольцо.
В назначенный день на царском дворе собралось много всадников, но все они напрасно джигитовали — никто из них не смог подскочить до вершины башни и даже взглянуть на царевну. Среди этих всадников были и братья Хянчкута.
Собирались всадники у башни и на второй, и на третий день, да никто из них не смог доскочить до царевны.
Хянчкут по рассказам знал, чего добиваются лучшие всадники на своих скакунах, но сделал вид, что ему ничего неизвестно, и спросил братьев:
— Куда это вы каждый день ездите и почему возвращаетесь домой, повесив головы?
А братья в ответ:
— Не твое дело! Ты лучше смотри, чтобы волк не задрал твоих коров!
Хянчкут ничего им не ответил, но на следующий день, когда братья сели на коней и уехали, он взял плеть и пошел к дубу. Ударил он плетью по стволу три раза и крикнул:
— Вороной араш, ты мне нужен!
И тут же перед ним, будто из земли, появился вороной араш.
— Что тебе надо, чем я могу тебе помочь? — спросил он.
Хянчкут сказал:
— На балконе дворцовой башни сидит царская дочка. Царь обещал её в жены тому джигиту, который сможет подскочить до нее на коне и снять с её руки алмазное кольцо. Сможешь ли ты помочь мне?
— С этим делом мы справимся,— сказал вороной араш.— Полезай в мое левое ухо и вылезай через правое!
Хянчкут так и сделал: влез в левое ухо араша, а когда вылез из правого уха, то оказался весь, с ног до головы, одетым в черное. На нем были красивая черная черкеска и папаха из лучшей черной мерлушки. Никто бы не смог узнать прежнего пастуха Хянчкута. Всякий, увидев такого нарядного и статного молодца, захотел бы стать его другом.
— Теперь садись на меня верхом! — сказал араш.
Хянчкут вскочил на него, араш взвился в поднебесье и понес Хянчкута. Если глянуть снизу, араш походил на маленькую черную птицу — так высоко он поднялся.
Невдалеке от дворца араш спустился, нагнал братьев Хянчкута и проскочил между ними. Он так стремительно растолкал их, что братья чуть было не слетели с седел. Когда вороной араш влетел на царский двор, где уже собралось много народу, все невольно залюбовались невиданным всадником.
Хянчкут стал ловко джигитовать по двору, затем он шепнул арашу:
— Теперь взвейся так, чтобы до балкона башни осталась всего одна сажень, а затем как можно быстрее умчись со двора!
Сказано — сделано. Араш взвился так, что до царевны осталась только одна сажень, а потом повернул и ускакал прочь.
Хянчкут вернулся к дубу, влез в правое ухо вороного араша, вылез через левое и опять оказался в своей пастушеской одежде и вернулся домой.
На другой день Маква и Мажв снова уехали. А Хянчкут взял плеть, пошел к дубу и вызвал гнедого араша.
Как из-под земли явился гнедой араш и спросил:
— Что тебе надобно? Каков будет твой приказ?
— Вези меня на царский двор,— сказал Хянчкут,— и доскачи до балкона дворцовой башни,— где сидит царевна. Когда я коснусь её рукой, сейчас же умчись обратно!
Араш сказал:
— Это не трудное дело! Все будет по твоему слову. А сейчас полезай в мое левое ухо и вылезай из правого!
Хянчкут сделал так, как велел ему гнедой араш. Влез в его левое ухо и вышел из правого, весь, с ног до головы, одетый под масть араша во все красное: алая черкеска, папаха из мерлушки отливали огненным блеском.
Вскочил Хянчкут на араша и помчался по полю.
По дороге Хянчкут догнал своих братьев и, как огненная стрела, пролетел между ними. Братья от страха шарахнулись с криком в стороны. Очутился Хянчкут на царском дворе и стал джигитовать. Три раза обскакал двор и всех поразил своим искусством. Араш спросил его:
— Что нам делать дальше?
По приказанию Хянчкута араш взвился так высоко, что царевна могла коснуться рукой всадника. Но, едва она попыталась протянуть руку с кольцом, Хянчкут повернул своего араша и стремительно исчез.
На следующий день Маква и Мажв опять уехали на состязание. А Хянчкут выгнал свое стадо на пастбище. Когда же солнце поднялось выше, он пошел к дубу и вызвал белого араша.
Явился белый араш и спросил:
— Что тебе надобно? Каков будет твой приказ?
Рассказал Хянчкут арашу, что ему надобно. Выслушал его белый араш и молвил:
— Влезь в мое левое ухо и вылезь из правого!
Хянчкут сделал так, как велел ему белый араш, и оказался с ног до головы одетым в белое: горным снегом сверкала на нем папаха, а черкеска была белее сыра.
Вскочил он на араша и помчался, как белое облако. Когда он догнал своих братьев, они от удивления застыли на месте,— словечка один другому не могли сказать.
Примчался Хянчкут на царский двор, показал свою ловкость в джигитовке и велел белому арашу взлететь до самых перил балкона. Увидела царевна всадника, всплеснула от изумления руками… В этот миг Хянчкут проворно снял с ее пальца алмазное кольцо да и был таков…
Поднялся шум, крики, рукоплескания, все поздравляли царя с таким отменным зятем.
Но вот прошел целый месяц, а жених все не приезжал за невестой. Царь недоумевал, как ему быть. Наконец он послал к дочери и велел спросить ее:
— Что сказал жених? Когда он назначил день свадьбы?
Царевна ответила:
— Джигит мне не сказал, когда будет свадьба… Не назвал он мне и своего имени, не сказал, кто он и где живет. Но, если я его увижу, сразу узнаю. Собери всех джигитов твоего царства!
Царь так и сделал. Собрали джигитов со всего царства и поставил в ряд. Царевна дважды обошла джигитов, но ни в одном из них не признала своего жениха.
Тогда царь решил собрать до единого всех юношей, какого бы звания они ни были и чем бы они ни занимались. Пришел на царский двор и Хянчкут в своей старой, порыжевшей бурке и стал позади всех.
Стала царская дочь ходить между людьми, начала разыскивать своего жениха. Подошла она наконец к Хянчкуту и, когда он поправлял бурку, увидела у него на пальце свое алмазное кольцо. Взяла царевна Хянчкута за руку, подвела к отцу и сказала:
— Вот мой жених, а твой зять!
Не понравился жених царю. Не такого он желал себе зятя — простого пастуха. Но что он мог поделать? Каким бы ни был жених, надо было теперь отдать ему дочь…

Страницы: 1 2 3

FavoriteLoading Поставить книжку к себе на полку
Находится в разделах: Абхазские сказки

Читайте также сказки: