Младший сын князя
Поставить книжку к себе на полкуСлушайте, слушайте, сказка начинается! Жил-был на свете один престарелый князь и было у него три сына. Устал он от дел и решил отдохнуть на старости лет. Князь построил красивый дворец и сказал своим сыновьям:
— Дети мои, уважьте мою старость, потешьте на склоне лет. Украсьте дворец, а чтобы мой слух услаждали певчие птички, достаньте и принесите мне птиц дочери божества Аерг. Они славятся своим пением.
Знал старый князь: на трудное дело посылает он сыновей, но была у него тайная мысль проверить своих сыновей, чтобы выбрать достойного себе преемника. Сыновья отправились в путь-дорогу выполнять повеление отца. Пришли они на распутье трех дорог и отправились каждый тем путем, какой выбрал. Старший брат шел и думал: «Нашла на отца старческая блажь. Птичек певчих ему захотелось, а где их достать. Наймусь-ка я лучше в работники да пережду». И нанялся он к кузнецу.
Средний брат тоже не долго мучил себя заботами и нанялся к одному пекарю. Младший же брат шел, шел и забрался в такие глухие леса, какие ему и видеть раньше никогда не приходилось. В самой глуши он вдруг увидел, что находится во дворе ведьмы Арупап. Она сидела под чинарой и отдыхала. Юноша сразу догадался, кто перед ним. Он бросился к ведьме и, быстро проговорив: «Съешь ли меня, сваришь ли меня, но я твой сын»,— поцеловал ей грудь. Старуха вздохнула и — хоп, чуть было не прогла-тила юношу, но, услышав его слова, сказала:
— Счастье твое, если бы не твои слова, проглотила бы я тебя, как муху. Куда путь держишь, чем я могу тебе помочь?
Юноша ответил:
— Мой отец построил красивый дворец и послал меня и двух моих братьев достать для него певчих птичек дочери Аерга. Он хочет на старости лет усладить свой слух их чудесным пением.
Старуха призадумалась, а потом сказала:
— Трудную задачу задал вам отец, но я тебе помогу. Самая большая трудность, это незаметно пробраться к птицам. Они
сидят в клетке. Надо открыть двенадцать запертых дверей. В последней комнате спит красавица, а над её головой висит золотая клетка с птицами. Ключи от всех комнат находятся в её кармане. Сними клетку и забери её с собой, а чтобы красавица не погналась за тобой, запри за собой все двери.
— Но как же я пройду все комнаты, если в последней лежит красавица и ключи у неё? — спросил юноша.
— Иди в горы, убей оленя и принеси мне,— сказала ведьма.— Я сделаю из его костей ключи.
Недолго думая, юноша отправился в горы, и так как он был ловкий охотник, то скоро выследил и убил оленя. Он принес его ведьме. Та съела все мясо, а из костей сделала двенадцать ключей и отдала юноше.
Вскоре юноша нашел дворец, о котором ему говорила ведьма. Он бесшумно отомкнул костяными ключами все двенадцать дверей и за последней увидел в комнате спящую красавицу, а над её головой — певчих птичек в золотой клетке. Полюбовался юноша на спящую красавицу — очень она ему понравилась, да надо дело делать, за которым послал его отец. Тихо снял он клетку и ушел. Все двери он запер за собой.
Едет он в обратный путь. Вот и развилка дорог, где расстались братья. Решил младший брат проведать старших. Скоро нашел он старшего у кузнеца, а потом — среднего у пекаря. Взял он их с собой, и отправились они домой к отцу порадовать его певчими птичками.
Ехали, ехали они, притомились, жарко, пить захотелось. Подъехали к обрыву, видят — внизу родник журчит.
— Спустите меня на веревке вниз, я наберу воды,— сказал юноша.
Сказано — сделано. Спустился младший брат к роднику, набрал холодной чистой воды и крикнул:
— Тащите кувшин!
Старший и средний братья напились вволю, посмотрели друг на друга, и обоим одна и та же мысль в голову пришла: «Оставим младшего брата здесь на погибель, а птичек принесем отцу. Нам честь и хвала будет». Так они и сделали. Звал, звал юноша своих старших братьев, а их уже и след простыл. Бросили они его и веревку не спустили: так и осталась она наверху.
Дочь Аерга проснулась в это время, смотрит, а птичек её нет. Вскочила она и вдогонку за похитителем отправилась. Скачет, а звери ей дорогу показывают, куда похититель поехал с птичками. Вот доехала она до обрыва. Слышит, кто-то снизу кричит. Спустила она в обрыв веревку и помогла юноше выбраться. Узнал он её, но молчит. Поехали они дальше вместе, а всякие звери и зверушки лесные красавице дорогу показывают, куда увезли её птичек. Так доехали они до княжеского дворца, а там уже народ собрался, все радуются возвращению старшего и среднего братьев с птичками.
— Кто похитил моих птичек? — спросила дочь Аерга.
— Это я, сказал старший брат и гордо выступил вперед из толпы.
— Как же ты их взял?
— Взломал все двери и утащил клетку.
Грозно нахмурилась дочь Аерга.
— Заприте этого лгуна в конюшню!
Люди не посмели ослушаться её и заперли старшего брата в конюшню. Снова она спрашивает:
— Кто похитил моих птичек?
— Я, отвечает средний брат. Деваться ему некуда, волей-неволей, надо отвечать. Ведь он привез птиц вместе со старшим братом.
— Как ты это сделал? — спросила дочь Аерга.
— Я влез в окно.
— И ты лжешь,—сказала дочь Аерга.—Заприте и его в конюшню. Так кто же все-таки похитил моих птичек?
Тогда выходит младший брат и говорит:
— Это сделал я.
И он рассказал, как с помощью ведьмы Арупап ему удалось раздобыть чудесных птиц.
— Раз ты сумел совершить такой подвиг, то я выйду за тебя замуж, если ты не против,— сказала она.
Конечно, юноша был не против. Дочь Аерга была красавицей на диво. Когда князь узнал всю правду, он велел прогнать из пределов своего княжества старшего и среднего сыновей, а младшего оставил за себя. Потом сыграли веселую свадьбу. И я на той свадьбе был, много вина выпил. Хотя пьян был, а эту правдивую историю не забыл и вам рассказал, чтобы знали вы, молодые, как надо волю отца выполнять.