Метла толковой Кайсы, или сказка о непослушных детях. Автор Бесков Эльза
Поставить книжку к себе на полкуСтраницы: 1 2
Дети просияли. Самым интересным было раньше слушать рассказы отца, а он знал множество длинных и замечательных историй о всяческих приключениях. Он рассказывал о старых добрых временах и о том, что слышал в детстве от своего дедушки; а иногда он рассказывал о своих собственных приключениях в разных странах, ибо отец в молодости был моряком.
Дети собрались вокруг матери на деревянной лавке, и она рассказывала им разные истории до тех пор, пока не угас жар в печи и не стемнело. Давно у них не было такого чудесного вечера.
На следующий день дети оказались еще более усердными и старательными, чем накануне, но все равно метле пришлось пару раз выскочить из угла: ребятишки немного поссорились, ибо каждый хотел себе работу полегче.
В раздражении Нильс попытался бросить несносную метлу в огонь, но ничего не вышло, он лишь получил удар черенком по пальцам, и они потом долго ныли.
В конце концов дети так осерчали на метлу, что объединились против неё.
Они тихонько посовещались за углом дома и решили, что вчетвером они окружат метлу, как бы ненарочно, а потом Нильс подаст знак и они одновременно схватят ее и быстро бросят в печку.
Но ничего не получилось. Вместо того чтобы сгореть в огне, метла выскочила из печки, пролетела над их головами и начала колотить всех четверых с такой силой, что они в испуге закричали:
– Ой, не надо, дорогая метла, не надо, мы больше не будем!
Вернувшись домой, мать увидела, что и в этот вечер все в избе прибрано. Похвалила она своих деток ещё больше.
– Что меня больше всего радует, – сказала она, – так это то, что вы сами решили стать послушными и прилежными, чтобы доставить своей матери радость. Если бы вас принудили к этому суровым наказанием, то радости было бы меньше.
Дети смущённо посмотрели друг на друга. Никто из них не решился рассказать о метле, но все они ощутили угрызения совести. Поняли они, как плохо относились к матери, и решили, что отныне надо самим быть послушнее, а не ради “Этой дурацкой, глупой, старой метлы».
– Мама, – вдруг сказала Майя и потянула мать поближе к углу, где стояла метла. – ответь нам громко и ясно: можно нам пойти завтра в лес собирать чернику, когда мы закончим уборку в доме?
– Да, мама, – подхватил Нильс, – ответь мне тоже погромче: можно мне пойти завтра ловить рыбу, когда я все сделаю?
– Конечно, дорогие мои, – ответила удивлённо мать, – если поторопитесь с работой, то и в лес успеете. Славно будет полакомиться рыбой и ягодами, не забудьте только взять с собой малютку Анну!
– Слышала? Слышала, ты! – торжествующе провозгласил Нильс.
– С кем ты разговариваешь, Нильс? – удивилась мать.
– Ни с кем, – ответил Нильс.
Не следует бросать детей одних, подумала мать. И она сказала:
– Идите ко мне, детки, давайте-ка поговорим, пока я латаю штанишки Лассе.
И в маленьком домике стало весело и уютно, как прежде. Дети с нетерпением ждали по вечерам мать, и она радовалась, что успевала пообщаться с детишками, вместо того чтобы доделывать за них работу или ругать их за непослушание.
Но на метлу дети по-прежнему сердились, хотя она теперь тихо стояла в своём углу. Одна только Черсти помирилась с метлой, и однажды она похлопала ее по черенку и сказала:
– Спасибо тебе, дорогая метла, за то, что ты порадовала нашу маму!
Но Черсти-то со всеми была ласкова и приветлива.
Наступила суббота, и мать осталась дома. Она обычно затевала большую уборку и тут впервые обнаружила новую метлу, стоявшую в уголке.
– Нет, посмотрите-ка, что за прекрасная метла, – воскликнула мать. – Где вы ее взяли?
– Не трогай её, мама, не трогай! – закричали в один голос Лассе и Черсти.
– Почему? – спросила изумлённая мать. Она взяла метлу в руки и повертела ее. Метла вела себя тихо, как ни в чем не бывало.
Тогда Лаосе придумал, что надо сделать.
– Мама, брось её в огонь, – горячо зашептал он. – Брось её скорее!
– Бросить такую чудесную вещь в огонь? – удивилась мать.
И тут малютка Анна, державшаяся за юбку матери, увидела метлу.
– Плохая метёлка, – пролепетала девочка. – Плохая метёлка, она побила Ниссе, Лассе, Майю, аи-аи!
– Что ты говоришь, малышка, – сказала мать. – Неужели Ниссе ударил Майю и Лассе метлой?
– Ну, конечно, нет, – вмешалась Майя, – Анна говорит глупости.
Но все дети выглядели такими смущёнными и пристыженными, что мать не могла взять в толк, что с ними такое.
– Надеюсь, вы не взяли эту метлу без разрешения? – спросила она детей.
– Нет, мама, нам принесла ее одна старушка, – поспешила ответить Майя. – Не пора ли задать корм поросятам, а?
– Послушай, Нильс, – сказала мать, – вы что-то утаиваете от меня. Ты самый старший, вот и расскажи мне обо всем по порядку!
И Нильс, запинаясь, рассказал о метле, да и другие дети вставляли по словечку, ибо им хотелось поведать матери обо всех странностях, которые происходили с ними.
Мать слушала их молча. Она была серьезна и уже не так радостна, как раньше.
– Значит, вот почему вы стали такими послушными в последнее время, – сказала она. – Я-то думала, что вы меня любите и хотите мне помочь, а вы просто боялись побоев.
– Мамочка, не надо расстраиваться из-за этого, – сказал Ниссе. – Когда тебя не было дома, мы легко забывали, что надо быть послушными и усердными, и очень хорошо, что метла за нами следила.
– Да, но что же будет потом, – вздохнула мать, – когда вы станете взрослыми и рядом не окажется ни матери, ни метлы? Как же вы сможете стать честными и трудолюбивыми людьми, если вы привыкли, что вас вечно метлой подгоняют?
– Поверь нам, мамочка, – сказала Майя, чуть не плача, – что мы будем трудиться не ради этой дурацкой метлы, а ради тебя, потому что мы тебя любим и хотим тебя порадовать. Можешь запереть метлу в шкафу. Вот увидишь, мы будем работать не хуже, чем раньше!
Так мать и сделала, и к своей радости, она увидела, что дети вели себя хорошо. Правда, иногда случалось, что метла начинала постукивать в дверцу шкафа, когда Лассе или Черсти не слушались старших. Но достаточно было одного напоминания, чтобы они снова начинали вести себя как следует.
Так, в любви и согласии, прошло лето, и однажды осенним вечером, когда все сидели за ужином, в дверь постучали и вошла маленькая толковая старушка.
– Здравствуйте, – сказала она, – я хотела бы знать, нужна ли вам еще моя метла?
– Спасибо, матушка Кайса, – ответила мать. – Вы оказали мне большую услугу.
В тот же миг в шкафу застучало, загрохотало, и мать распахнула дверцу. Метла выпрыгнула наружу и пропела:
Забери меня, Кайса, домой!
Я стою пять недель сам не свой,
Жду, когда же наступит покой.
– Сними колпачок, Ниссе Пер, пусть дети тебя увидят, – проговорила старушка, и тотчас перед ними возник маленький сердитый мальчуган. В руке он держал метлу.
– Ты здесь больше не нужен? – спросила его старушка.
И гном, а это был именно он, ответил:
Тридцать дней назад я задал им трепку,
И с тех пор томлюсь здесь без всякого толку.
– Тогда тебе лучше отправиться в путь, – сказала старушка. Ниссе Пер сел верхом на метлу, натянул на голову свой серый колпачок и мигом вылетел в дверь.
– Пойду, пожалуй, за ним следом, погляжу, куда он полетел, – сказала толковая Кайса. – Может, он понадобится где-нибудь в другом месте. А вам всего доброго!
И она скрылась за дверью. Но вдруг снова заглянула в комнату:
– Если вам опять понадобиться метла, то скажите мне, – напомнила она.
Но дети хором закричали:
– Нет-нет, она не понадобится!
И метла действительно больше не понадобилась. Дети доставляли с тех пор своей матери только радость. А Нильс теперь совсем взрослый и работает поденщиком вместо матери, и все охотно помогают друг другу.
Но если кому-то понадобится взять на время метлу у толковой Кайсы, вы только скажите ей. Живет Кайса прямо в лесу, в низенькой серой избушке с крышей из дерна. Дверь покосилась налево, а окно – направо, и растущие рядом синеглазки достают до конька крыши.
КОНЕЦ
Страницы: 1 2
Поставить книжку к себе на полку