Синяя птица. Метерлинк Морис
Поставить книжку к себе на полку– Мне страшно! Я не хочу никуда идти! Лучше вернёмся домой! – захныкала маленькая Митиль.
– Как тебе не стыдно! – укорил сестру Тильтиль. – Сейчас же перестань плакать. Неужели тебе не жаль больной девочки феи Берилюны? Разве ты не хочешь помочь ей?
Митиль вытерла слезы и послушно взяла брата за руку.
– Будьте мужественны! – напутствовала фея детей. – Дорога вам предстоит нелёгкая. На поиски Синей Птицы вас поведёт Душа Света, доверьтесь ей. Говорят, Синюю Птицу прячет у себя во дворце Царица Ночи. Ступайте туда. Правда, самой Душе Света нельзя входить во дворец, она подождёт вас неподалёку. Во владениях Царицы Ночи вам придётся одним искать Синюю Птицу.
Тем временем Кот отвёл в сторону Огонь, Воду, Хлеб, Сахар, Молоко и Пса и повёл такую речь:
– Слушайте меня внимательно! Знаете ли вы, что всем нам грозит гибель? Царица Ночи – моя давняя покровительница, она не раз говорила мне, что стоит Человеку найти Синюю Птицу, и он постигнет Главную Тайну Жизни, которую так тщательно скрывает от него Царица Ночи. Всё и все окажутся в вечном подчинении у Человека. Вспомните, мы были свободны, пока Человек не добрался до нас! Вода и Огонь были неподвластны Человеку, а что сделалось с ними теперь! Воду заточили в кран, Огонь – в очаг. А мы, потомки могучих хищников?.. Как Человек обошёлся с нами? Сделал из нас послушных домашних животных. Нет, надо во что бы то ни стало помешать Тильтилю и Митиль найти Синюю Птицу. Даже если для этого придётся пожертвовать их жизнью.
– Что? Что такое? Да как ты смеешь! – возмутился Пёс. – А ну-ка повтори, что ты сказал!
– Замолчи, тебе никто не давал слова, – прикрикнул на Тило Хлеб. – Кот прав. Конечно, мы прежде всего должны подумать о себе.
– Да-да, уважаемый Кот совершенно прав. И уважаемый Хлеб тоже, – поспешил добавить Сахар.
– Как ты глуп! – не сдержался Пёс. – Человек – самое главное существо на земле! А наше дело – служить ему. Я признаю власть Человека.. Да здравствует Человек!
– Да, пожалуй, вы правы, уважаемый Пёс, – проговорил Сахар неуверенно.
– Нет! Прав я, а не Пёс, – заявил Кот решительно. – Подумайте о себе! Тсс! Оставьте спор, фея Берилюна и Душа Света идут сюда. Душа Света сочувствует Человеку – значит, она тоже наш враг.
– Что тут происходит? – проговорила фея строго. – Вы как-то странно притихли. И шепчетесь, как заговорщики. В путь! Приказываю вам всем повиноваться Душе Света.
– Именно это я и говорил, – молвил Кот сладким голосом. – Я призывал всех к послушанию, а Пёс мешал мне говорить.
– Ах ты скверный лгун! – возмутился Тило. – Ну погоди у меня!
Митиль кинулась защищать Тилетто:
– Не смей, не смей трогать мою киску!
Тильтиль тоже был недоволен:
– Тило, перестань сейчас же, нам теперь не до драк.
– Моё божество! Ты же не знаешь, что он…
– Довольно! Прекратите – вмешалась фея Берилюна. – Время дорого, пора в путь. Ты, Хлеб, понесёшь клетку для Синей Птицы. Помните всё, что я вам сказала.. – Фея вдруг замолчала, что-то обдумывая. – Но нельзя же отправляться в дальний путь в ночных рубашках. Вам следует одеться, – сказала она затем. – Да и всем остальным тоже. Отправляйтесь ко мне во дворец, там найдётся всё, что нужно, на любой вкус. Кот проведёт вас туда, он хорошо знает дорогу.
– Да! Я знаю дорогу! – откликнулся Кот.
– Вот и отлично. Поторапливайтесь! А я…
В то же мгновение фея Берилюна вновь превратилась в старушку в зелёном платье и красном чепце.
– А я пойду к моей больной внучке, – раздался скрипучий старушечий голос. – Она долго оставалась одна, без меня. Наверное, очень соскучилась.
И фея тут же исчезла.
Дети и их спутники, под предводительством Кота, тотчас двинулись в путь и вскоре оказались подле дворца феи Берилюны.
Дворец сиял великолепием, но разглядывать его путешественникам было некогда, ведь фея просила поторопиться. В одной из бесчисленных комнат дворца они увидели огромную коллекцию одежд: каких только нарядов здесь не было! Выбирай, что душе угодно!
Кот надел чёрное шёлковое трико с пышным белым воротником – он сразу смекнул, как всё это пойдёт к его чёрной шелковистой шёрстке!
Пёс стал проворно надевать всё, что выглядело повеселее: красный фрак, чёрные панталоны, лакированные башмаки.
Огонь тоже расфрантился вовсю: ему очень понравился багровый, сверкающий плащ на золотой подкладке и шляпа с султаном из огненных языков.
Хлеб долго подыскивал себе что-либо подходящее и наконец остановился на роскошном парчовом халате, который, правда, с трудом запахнулся на его толстеньком животике. За поясом у него торчал ятаган, а на голове красовался высокий тюрбан. Хлеб был очень доволен собой и всё приговаривал:
– Ну как? Хорош я? Хорош?
Вода выбирала себе наряд очень долго, пока не остановилась на чудесном голубовато-зелёном платье с прозрачным отливом.
– Посмотрите-ка! Платье Воды пахнет сыростью, – насмешливо произнёс Огонь. – Наверное, она без зонтика прогулялась под дождём.
– Что вы сказали? – нахмурилась Вода.
– Так, ничего, – пробурчал Огонь.
– Мне послышалось, что вы упомянули некий длинный красный нос. Помнится, я недавно видела его на чьей-то физиономии.
– Полно, перестаньте ссориться, – вмешался Кот. – Нас ждут дела поважнее. А где Душа Света? Всё ещё выбирает себе наряд?
– Фея утверждает, что она и так очаровательна, где уж тут найти что-нибудь подходящее, – сказал Хлеб язвительно.
– Пусть наденет абажур! – зло рассмеялся Огонь.
Прекрасной Душе Света и в самом деле было трудно подобрать для себя наряд, и всё же нашлось как раз то, что ей подошло более всего: бледно-золотое платье с тускло мерцающими серебряными блёстками.
Наряд Сахара выглядел очень забавно-шёлковый бело-синий балахон, немного напоминающий бумагу, в какую в торговых лавках заворачивали сахарные головы.
– А Тильтиль и Митиль? Они ещё не готовы? – заговорили вдруг все разом.
Брат и сестра давно уже оделись и терпеливо ожидали остальных. Тильтиль надел костюм Мальчика с пальчик: тёмно-красные штаны, белую рубашку, коричневую жилетку; Митиль – костюм Красной Шапочки: белую кофточку, длинную тёмную юбку и, конечно, красную шапочку!
– Ну, теперь, кажется, все готовы, пора отправляться в путь, – провозгласил Кот.
Едва они вышли из дворца, появилась фея Берилюна, вновь юная и прекрасная.
– Друзья мои! – обратилась она к детям. – Мне вдруг подумалось, а не заглянуть ли вам поначалу в волшебную Страну Воспоминаний? Кто знает, может быть, Синяя Птица окажется как раз там. К сожалению, доступ в Страну Воспоминаний навечно закрыт для меня, и вам, Тильтиль и Митиль, придётся отправиться туда совсем одним. А на случай, если вы повстречаете там Синюю Птицу, захватите с собой клетку. Хлеб, дай, пожалуйста, клетку Тильтилю. Сейчас я сделаю так, что мы окажемся совсем-совсем неподалёку от Страны Воспоминаний.
Фея Берилюна взмахнула волшебной палочкой, и дети удивлённо оглянулись – всё вокруг вдруг разом переменилось.
– Скажите, у вас есть бабушка и дедушка? – наклонилась фея Берилюна к Тильтилю и Митиль.
– У нас были и дедушка, и бабушка, но они умерли. – Мальчик грустно вздохнул.
– А вы помните их?
– Конечно! Мы их очень любили! – хором ответили брат и сестра.
– И часто вы вспоминаете о бабушке и дедушке?
– Да! Да!
– Вот сегодня вы снова увидите их.
– Как? Ведь они умерли! – удивился Тильтиль.
– В Стране Воспоминаний умершие люди спят глубоким, спокойным сном. Но стоит живым вспомнить о них, и спящие просыпаются, оживают. Всякий раз, когда вы вспоминаете бабушку и дедушку, вы как будто снова видите их живыми, не правда ли?
– Да, это верно, – согласился Тильтиль. – Но ведь не по-настоящему.
– Разумеется, в жизни так не бывает. Но в волшебной Стране Воспоминаний всё возможно. Вы повидаетесь с бабушкой и дедушкой, поговорите с ними. Я знаю, они вас ждут. Идите прямо. Тильтиль, поверни алмаз на шапочке, и, как только вы увидите большое дерево с дощечкой на нём, знайте: вы вступили в Страну Воспоминаний. Только не забудьте, что вернуться оттуда вам следует ровно за пятнадцать минут до того, как часы пробьют девять раз. Стоит вам задержаться лишь на мгновение, и случится беда – останетесь там навсегда. Живым людям нельзя слишком долго находиться в волшебной Стране Воспоминаний. Знай, Тильтиль, чтобы снова оказаться на том самом месте, где мы сейчас стоим, тебе следует лишь повернуть алмаз на шапочке. Но сделать это ты должен ровно за пятнадцать минут до того, как часы пробьют девять раз. Запомни это, мой мальчик, и будь точен. Душа Света встретит вас. Слушайтесь её во всём! А теперь до свиданья, друзья!
И фея Берилюна исчезла.
Тильтиль и Митиль взялись за руки и неуверенно зашагали. Тотчас перед ними встал густой туман и закрыл всё собой. А когда он рассеялся, ребятишки увидели высокий, могучий дуб с дощечкой на нём.
– Вот и дерево с дощечкой! – обрадовался Тильтиль. – Интересно, что там написано?
Брат и сестра подошли к дубу.
– Дощечка прибита слишком высоко, – огорчился Тильтиль. – Погоди, Митиль, сейчас я влезу на пень и прочту. Да, так и есть. Здесь написано: “Страна Воспоминаний”.
– Значит, она здесь и начинается? – спросила Митиль.
– Да, вон стрелка показывает, куда идти.
– А где же бабушка с дедушкой?
– За туманом. Мы сейчас придём к ним.
– А я ничего не вижу! – недовольно наморщила носик Митиль. – Мне холодно! Не хочу я больше путешествовать! Хочу домой!
– Не хнычь, пожалуйста. У тебя, как у Воды, глаза на мокром месте. Гляди, туман рассеивается! Смотри, Митиль, вон они, дедушка и бабушка!
– Да, вижу. Это они. Сидят на скамье около крыльца и улыбаются нам! – обрадовалась Митиль.
Брат с сестрой подбежали к дому.
– Бабушка! Дедушка! Это мы, Тильтиль и Митиль! Мы пришли вас проведать!
– Вы вспомнили о нас, милые внучата, – ласково проговорила бабушка. – Как это славно! Вы неплохо выглядите, и одежда на вас опрятная. Мама, видно, хорошо за вами ухаживает. И чулки на вас целые. Раньше, бывало, я их частенько штопала.