Былина: Три поездки Ильи Муромца
Страницы: 1 2
Как кроваточка-то эта подвернулася,
И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.
Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:
«А гой же вы, братцы мои да все товарищи
И разудалые да добры молодцы!
Но имай-хватай, вот и сама идёт».
Отворяет погреба глубокие,
Выпущает двенадцать да добрых молодцев,
И всё сильныих могучих богатырей;
Едину оставил саму да во погребе глубокоем.
Бьют-то челом да низко кланяются
И удалому да добру молодцу
И старому казаку Илье Муромцу
И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,
и на камешке-то он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая».
И направляет добрый молодец да своего коня
И во тую ли дороженьку, да где богату быть.
Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,
И которые насыпаны погреба златом-серебром,
Златом-серебром, каменьем драгоценныим;
И собирал тут добрый молодец всё злато это серебро
И раздавал это злато-серебро по нищей по братии;
И раздал он злато-серебро по сиротам да бесприютныим.
И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,
и на камешке он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая».
* * *
Словарь
Латырь-камень, Алатырь — центр координат мира и человека в славянской мифологии. Альфа и Омега. То, из чего всё начинается и куда возвращается. Подробнее…
«И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю» — возвращался, снова оказывался перед выбором
Чисто поле — в славянской мифологии — переходная область между мирами
Росстань — перекрёсток дорог
Росстани — дороги
Тощить — тратить
Корысть — выгода, материальная польза
Нунеку — нынче, сегодня; ноне — сейчас же
Окол («на окол скакать») — кругом, по краю
Старина — былина
Шелом — холм
Страницы: 1 2
Поставить книжку к себе на полку