Золотой подсвечник

Порекомендовать к прочтению:
FavoriteLoading Поставить книжку к себе на полку

Страницы: 1 2

Жил-был слепой шах. Скольких бы врачей ни приглашал он, никто не мог вылечить. Однажды появился во владениях шаха новый лекарь, осмотрел он глаза и говорит:
— Да буду я жертвой твоей, великий шах, я знаю лекарство для твоих глаз. Но до него не достанет рука человека.
Шах так обрадовался, что даже подскочил на троне.
— Ты только скажи, где найти его, а уж я пошлю кого-нибудь за ним хоть на край света.
— Что ж, попробуй, — ответил врач. — В белом море водится пятнистая рыба. Если сделаешь примочки к глазам из крови этой рыбы, то прозреешь.
Только вымолвил врач эти слова, шах приказал трубить в трубы и созвать всех рыбаков, а затем позвал сына и сказал ему:
— Сын мой и наследник трона, бери рыбаков и отправляйся с ними на берег белого моря. Пусть выловят они всю рыбу, пока не попадется та самая, пятнистая.
И отправился сын шаха с рыбаками к белому морю. Тому, кто выловит пятнистую рыбу, обещали дорогие подарки. Стали рыбаки забрасывать сети в море. Вытаскивали их, всю рыбу выловили. Наконец блеснула в одной сети пятнистая рыба. Поглядел на нее сын шаха, да так и замер. До того прекрасна была рыба, что легче было отрубить собственную руку, чем ее голову. Однако делать нечего, чтоб излечить шаха, нужна кровь этой рыбы. С болью в сердце поднял юноша меч, но вдруг рыба заговорила человечьим голосом:
— О прекрасный юноша, пощади меня, не губи! Придет время, я сослужу тебе службу.
Задумался юноша: «А что, если врач солгал, и отец все равно не прозреет. Еще бабушка надвое сказала, прозреет ли. А рыба так прекрасна и так молит. Отпущу-ка я ее на волю». И он бросил рыбу обратно в море, а затем повернулся к рыбакам и сказал:
— Тот, кто осмелится открыть эту тайну шаху, останется без головы.
Рыбаки поклялись хранить тайну до гроба. Юноша щедро заплатил им за их труды и отпустил по домам. Вернувшись во дворец, он сказал отцу:
— Как мы ни старались, а не смогли выловить пятнистую рыбу.
Шах огорчился, слезы выступили на глазах, и от этого глаза разболелись еще сильнее.
Прошло время. Однажды явился к шаху доносчик и сообщил, что пятнистую рыбу, чья кровь была лекарством для его глаз, поймали, но сын нарочно бросил ее обратно в море. Страшно разгневался шах, ни секунды не медля, приказал отрубить сыну голову. Сбежались визирь, советники, пали к ногам шаха, умоляя пощадить сына, не убивать. Но шах никого и ничего не хотел слушать.
— Мой сын должен умереть, — твердил он, — он желал моей смерти, чтоб добиться власти. Теперь пусть умрет раньше меня.
Тогда визирь и советники пали ниц и стали молить шаха, чтоб он сослал сына в дальние страны, но не убивал его. Долго молили они, упрашивали и так, и эдак, шах смягчился, приказал сыну покинуть его владения и никогда больше здесь не появляться. В тот же день сын шаха отправился в путь.
Разгневанный отец не дал ему ни коня, ни слуги, даже еды на дорогу. Долго шел он, наконец дошел до берега белого моря. Тут повстречался ему юноша. Незнакомец сказал:
— Как вижу, друг, идем мы с тобой в одну сторону. Так пошли же вместе, будем попутчиками.
Сын шаха истомился в тоске и одиночестве. Потому он очень обрадовался.
— Не только попутчиками, давай будем побратимами. Обнялись они крепко и продолжали путь вдвоем.
Пройдя немного, юноша спросил:
— Не,сочти за любопытство, братец, но что ты умеешь делать? Сын шаха грустно ответил:
— Ничего я не умею, только ездить на коне да стрелять из лука. Но ни того, ни другого у меня теперь нет.
— Ничего, — утешил его юноша, — не печалься. Я врачую людей. Будем ходить по городам и деревням. Все, что я заработаю, поделим пополам, как-нибудь проживем.
Долго ли шли они, коротко ли, наконец добрались до большого города, где правил шах, у которого была одна-единственная дочка. Вот уже семь лет она не произносила ни слова. И шах поклялся, что тот, кто вернет его дочери дар речи, станет ее мужем. Но если возьмется кто-нибудь лечить ее и не вылечит — не снести ему головы.»
Каждый день во дворец приходили врачи, старые и молодые. Все они мечтали получить в жены дочь шаха, но никто не мог ее вылечить, и головы одна за другой катились с плеч.
Вошли в этот город и наши юноши. Как раз в тот момент, когда они ступили на главную площадь, палач отрубил голову какому-то человеку. Спросили они, в чем дело, за что казнили несчастного. Какой-то прохожий объяснил им:
— У падишаха есть дочь. Семь лет она не говорит ни слова, немая. Этот врач, как и многие другие, хотел вылечить ее, но не смог. Вот шах и велел его казнить.
Юноша-врач, услыхав это, взял своего спутника за руку и отправился прямо во дворец к шаху.
Поклонившись низко, он сказал:
— Я пришел исцелить твою дочь, о великий шах. Шах сказал:
— О добрый человек! До тебя сюда приходило сорок врачей и никто не смог вылечить мою дочь. Всех их я велел убить. Мне тебя жаль. Ты красив и смел, но, если ты не сможешь ее вылечить, мне придется тебя убить. А я этого не хочу, лучше уходи.
Но юноша был настойчив:
-Да славится шах, чем я лучше тех, кто умер? Если я не смогу ее вылечить, вели меня казнить. Только разреши войти к девушке.
Шах разрешил. Тогда врач снова взял за руку своего попутчика и брата и пошел к девушке. А шаха разобрало любопытство, почему этот врач так настаивал на своем. Позвал он визиря и советника, отправились они втроем к покоям девушки, спрятались в укромное место и стали подслушивать. Врач вошел к девушке, но не сказал ей ни слова. Вместо этого он обратился к золотому подсвечнику, усыпанному драгоценными камнями:
— О золотой подсвечник, здравствуй!

Страницы: 1 2

FavoriteLoading Поставить книжку к себе на полку
Находится в разделе: Азербайджанские сказки

Читайте также сказки: